Эссе

ВОЛЬНЫХ КАСТОПРАВОВ

все • история • люди • общество • россия • мир • культура • философия •

В 1772 году, с первым разделом Польши, Россия вернула себе Белоруссию и, вместе с ней, под русскую корону перешли сто тысяч евреев. В 1793-м и в 1795-м годах, по второму и третьему разделу, с Литвой, Подолией и Волынью еврейское население страны перевалило за миллион. Если учесть, что всего в России к началу 19 века проживало около 40 млн. человек, это было крупнейшее событие, оказавшее и оказывающее по сей день серьёзнейшее влияние на всю русскую и мировую историю.

Когда мы, особенно после потрясений и катастроф 20 столетия, касаемся прошлого еврейского народа и русско-еврейских отношений, мы вступаем на очень зыбкую почву, где мифы, старые обиды, взаимное недоверие, травмы, предубеждения и запреты, а то и просто связанный с ними тенденциозный и замыленный взгляд, мешают смотреть на факты без гнева и пристрастия, никого не обвиняя и не вынося поспешных суждений. Но и умолчание не принесёт пользы, тем более в таком случае тема отдаётся на откуп «партийным» и «национальным» публицистам с разной степенью ожесточения и отчаяния.

Сегодня мы попытаемся поговорить о самом начале русско-еврейского пути, о первых встречах Российского государства с евреями. О проблеме существует большая литература, от изданных до революции и в первые советские годы «Еврейской энциклопедии» и фундаментальной работы Юлия Гессена «История еврейского народа в России» до не менее знаменитой книги Александра Солженицына «Двести лет вместе», вызвавшей на себя огонь критики из всех возможных лагерей в середине 90-х годов.

И вместе с тем мы многого не знаем, кое-что поспешили забыть, а кое-что представляем себе очень туманно и только в самых общих чертах. В какой-то степени так спокойнее, но подобное спокойствие не помогает пониманию происходящего на наших глазах.