Зацепило?
Поделись!

18

В связи с Нобелевской премией Боба Дилана вспомнил давнюю свою телегу. У Ясперса есть прекрасное понятие - "осевое время". Это время, когда возникли и были созданы основные ценности и мифы цивилизации. Для старой европейско-переднеазиатской цивилизации основное время, - по Ясперсу, - средина первого тысячелетия до РХ, - от Салона до Аристотеля, от первого гекзаметра до греческой трагедии и пр.

Это так. И приход в Европу христианства, и вызов ислама не отменили этого главного события. Античность была "воцерковлена" в эпоху эллинизма, - как говорил в свое время А.А.Авдеенко, - и обновлена в эпоху Ренессанса, исламская культура дала новые переводы и комментарии к классическому греческому философскому наследию. Как бы то ни было, первая ось - там.

Но в том-то и дело, что на глазах многих еще живущих нынче людей случилось второе осевое время - в 60-х годах, которое, возможно, длится до сих пор. И связано оно с рок-культурой и последовавшими за ней огромными переменами в сознании. Можно называть это "поп-индустрией", можно как угодно, никто не обидится - но это нечто иное, совсем иное. Это «нечто» реализуется на двух планах социального бытия - в тн массовой культуре и в малых группах, где в рамках нынешних социальных условий только лишь и может возникать и существовать живая культура.

Что же произошло? Были созданы новые ключевые понятия и мифы, герои и произведения, которые не то, чтоб вытесняют или заменяют старые, но звучат сильнее и глубже. Миф Джима не хуже и не лучше мифа об Эдипе, он просто другой. То же можно сказать и о мифе Курта, мифе Патти, мифе Владимира.

Вне сомнения, как всегда среди современников остаются люди, которые не замечают происшедших перемен. Отсюда слезы "интеллигенции", что большая культура умирает (мазохистская реакция), отсюда постмодернизм с бесконечными отсылками и аллюзиями (садистская реакция), и тп, и др.

На самом деле, все эти всхлипы, умничанья и шебутания – стоны уходящей эпохи. В тот же ящик со старым хламом можно было бы уложить и нынешний антиамериканизм, как бы ни был он соблазнителен с политической или экономической точки зрения. Тут все просто. Как ни изворачивайся, большая часть фундаментальных для современного мира мифов, образов и посланий была создана на английском языке, причем в контексте именно американской, а не английской истории.

Наверно, кому-то захочется сразу спросить: а были ли в России люди, чье творчество, образ и миф можно отнести к осевому времени. Да, я думаю, что такой человек жил среди нас. Звали его Владимир Высоцкий. Но только он один. Существовало множество блистательных писателей, поэтов, ярких персонажей – но это уже о другом.

Думаю, что во многих не-англоязычных культурах тоже существовали люди, ставившие новую ось. Во Франции – среди вариаций – Борис Виан, Гинсбур – только как намек и предвестие, отчасти Бертран Блие, в Польше – мб Эдуард Стахура, ну и так далее. Такой перечень можно было бы продолжить, но я не сочиняю культурологического очерка.

Однако в любом случае сетования на тему, что чьи-то ученики, когда им показывают портрет Грибоедова, говорят, что это Элвис Пресли, совершенно напрасны. Мир, в котором думал и писал Грибоедов, как это ни обидно – безвозвратно и окончательно мертв. Мир, который открыл Пресли, живет и развивается. И это вряд ли упрощение – в моих рассуждениях или в природе самой действительности. Мир стал другим. Этому можно радоваться, можно сокрушаться, но придется смириться. Давая премию Дилану, стокгольмские старцы – сами по себе порождение уходящей вселенной, - выразились очень обтекаемо: за вклад в песенную культуру.

Хрен вам песенная культура, дорогие друзья.

Впрочем, и хрен бы нам ваши премии…

14 октября 2016
Андрей Полонский