Зацепило?
Поделись!

22

ГОЛОС ЦЕРКВИ

Накануне Пасхи, в проповеди, которую транслировал Первый канал, Патриарх Кирилл предостерёг власть от превращения в тиранию. Для внешних наблюдателей эти слова из уст Предстоятеля Русской Православной Церкви оказались неожиданными, - и по тону и по существу. Но для тысяч и тысяч православных самых разных политических убеждений, смущённых, - как им думалось, - чрезмерным сближением Церкви и государства в последнее десятилетие, она явилась огромным облегчением, - как камень с души упал. Там и тогда, когда земная Церковь призвана свидетельствовать, люди услышали Её голос. Он был сильным и внятным.

Вспоминая Вход Господен в Иерусалим, Кирилл сказал:

«Образ Спасителя верхом на ослике в толпе паломников, это тот образ, который никогда не должен исчезать из нашего сознания. И тогда церковь останется всегда родным домом для каждого, кто стремится ко спасению. Мы будем иметь этот образ в своём сердце. И когда я говорю «мы», я имею в виду всех: и церковную власть, и светскую власть, и духовенство, и мирян, и всяких начальников — больших и малых. Исполнение начальственных функций, которые иногда требуют ограничения свободы других, не может сопровождаться личной гордыней и превозношением. Если это происходит, власть становится тиранией».

Одновременно Патриарх разъяснил, почему Церковь не должна сливаться с властью или иметь определенную политическую позицию. Дело в том, что верными Её чадами могут быть люди самых разных политических убеждений. Если Церковь получает светскую власть или активно вмешивается в политику, она неминуемо обретает противников, «становится фактором разделения народа». А она ни в коем случае «не должна отождествлять себя с политическими силами» и быть «инструментом политической борьбы».

Очень важно, в каких обстоятельствах прозвучали слова Кирилла. Россия нынче живёт не в «равнинное время». Когда новостные ленты почти ежедневно сообщают о новых и новых арестах, когда традиционное русское «печалование об узниках» становится чуть ли ни подсудным делом, когда государства обмениваются взаимными обвинениями и щеголяют жесткостью ответных мер, указание на гордыню власть придержащих имеет особую ценность. Вспоминая на этом фоне евангельскую историю, Патриарх ещё раз напоминает, куда заводила и заводит людей их гордыня, тщеславие, упоение собственными возможностями, стремлением судить, осуждать и наказывать. Здесь, долу, - говорит он, - власть судить и наказывать неизбежна, но те, кто злоупотребляют ей, становятся тиранами или потворствуют тирании, что, в сущности, одно и то же.

…Предпасхальную проповедь Кирилла против тирании уже назвали «либеральной». Вероятно, в ближайшее время будут искать и найдут множество политических причин, подтолкнувших Патриарха к его ставшему неожиданным заявлению. Начались фантазии на тему, кого он, собственно, предупреждал: Путина, западных лидеров, чиновников на местах, тюремное начальство. Или, может быть, речь шла вообще не о русской власти, а, скажем, об украинской.

Неизбежно начнут говорить, что РПЦ в сложившейся ситуации не хочет полностью солидаризироваться с российским режимом, так как понимает, что режим не вечен, а Церкви придётся существовать и дальше.

Возможно, частью эти высказывания будут и верны. На профанном, сугубо местном уровне. У любого явления в истории существует своя вульгарная природа, и именно она становится доступной для широкого потребления.

Но, по существу, никакого отношения к «либерализму», «либеральному развороту» слова Предстоятеля РПЦ не имеют. Накануне Пасхи в этом году мы услышали глубинный голос Церкви, идущий от самой сути христианского вероисповедания. Ибо Иисус, - как проповедовал больше полутора тысячелетий тому назад Иоанн Златоуст, - был распят, но не распинал, был бит, но не бил.

И то, что проповедь прозвучала из уст патриарха Кирилла, чья деятельность и чьё служение на протяжении десятилетий смущали единоверцев, вызывали множество споров и толкований, делает её ещё более весомой.

Думаю, на глазах современников произошло крупное событие, значение которого окончательно станет ясно только с течением времени.

накануне Пасхи, 2021, СПБ
Андрей Полонский