Зацепило?
Поделись!

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

В дни грехопадения, у истоков истории, Господь говорил змию-искусителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и Семенем Ее; и Оно будет поражать тебя в голову» (Быт. 3, 15). Зло напрасно полагает себя победителем, - объясняли это откровение Отцы Церкви, - Тот, который до времени скрывается под именем Семени жены, уничтожит его власть - державу смерти, и вернет человечеству путь и надежду.

Земная жизнь Пресвятой Богородицы - не просто свидетельство о лучшей из когда-либо рожденных, она - вершина человеческой истории, где до скончания веков сходятся все дороги, ведущие к Истине.

Путь в Вифлеем.

Всякий раз, когда Господь готовит мир к пророчеству или преображению, требуется чрезвычайное усилие, разрушающее естественный ход причин и следствий. Многие ветхозаветные праведники были детьми престарелых родителей. И это не простое совпадение. Само рождение этих чад являлось как бы ответом на вопль человека к Богу, даром сверхъестественным и потому тем более благодатным...

... Долго не было утешения Иоакиму и Анне, потомкам царя Давида и жителям города Назарета, что лежит в трех днях пути от Иерусалима. Казалось бы, все дал им Господь. Тучные стада, праведную жизнь, счастливое супружество. Но не детей. А у евреев в те поры бесплодие считалось страшным позором...

В один из великих праздников Иоаким явился с соплеменниками в храм для жертвоприношения. Однако первосвященник Иссахар не принял его жертву, обличая бесчадие. Повторяя в скорби: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня - день слез», Иоаким отправился в горы, где паслись его стада. Сорок дней молился он Богу, чтоб было даровано ему потомство.

Горестная весть дошла и до Анны. В тоске спустилась она в сад, и увидала на ветвях лавра счастливую птаху с птенцами. Эта идиллическая картинка еще больше опечалила несчастную. Благочестивое Предание доносит нам ее мольбы: «Вся природа прославляет Тебя, Создатель наш, своими плодами. Все радуются детям своим, одна я бесчадная, как степь безводная... Услыши же и меня, Господи, а я принесу Тебе в дар рожденное от меня чадо, и да благословится Твое милосердие!»

И был ответ ей по молитве ее. Явился Ангел и предрек: «Ты родишь дочь, благословенную, высшую из всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Ради нее дастся спасение миру, и наречется Она Марией».

В тот же миг Ангел с благодатным посланием привиделся и Иоакиму. Супруги устремились в Иерусалим, чтобы принести Господу благодарственную жертву. Они встретились в городе у Золотых ворот. И не было предела их радости...

... Древние церковные предания доносят до нас драгоценные сведения о первых днях жизни Пресвятой Богородицы. Рассказывают, что когда Марии исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Дитя на землю. Но Дочь сделала только шесть шагов и вернулась обратно на руки своей матери. Анна решила, что Девочка не будет ходить до тех пор, пока ее не отдадут в храм.

Как только Дитя научилась говорить, она принялась напоминать родителям об их обете. И, едва Марии исполнилось три годика, родители обрядили ее в самые лучшие одежды, собрали друзей и близких и с пением двинулись к храму. Подробности о Введении во храм Пресвятой Богородицы сохранились, вероятно, со слов Иоанна Богослова, которому могла рассказывать об этом дне сама Матерь Божия.

...Процессия подошла к храму, и Анна, сияя от счастья, поставила Дочь на первую ступеньку высокого крыльца. И вдруг Девочка сама, без всякой посторонней помощи, взошла до дверей. И случилось чудо. Вдохновенный Первосвященник повел Дитя в глубь храма, во «Святая святых». То было место, куда нельзя было проникнуть никому из женщин. Даже священники не ступали туда. И только сам Первосвященник входил раз в год, когда вносил жертвенную кровь...

Предание свидетельствует, что введение Марии во «Святая святых» поразило не только людей, но и ангелов, которым не было еще открыто великое предназначение Матери Божией...

...Четырнадцать лет провела Мария во храме. Она училась рукоделию, читала Писание, но лучшие часы провела за молитвой, затворяясь в Святая Святых. В эти годы умерли ее родители. Сперва опочил восьмидесятилетний Иоаким, вскорости за ним скончалась и Анна. Так испытала горькое сиротство Та, которая на долгие века станет первой заступницей всем сиротам на земле...

...Когда подошел день совершеннолетия Марии. Священники стали подыскивать Ей мужа. Однако Она кротко, но твердо объявила, что посвящена Богу и желает сохранить девство. Стремясь не нарушить обычай, но и не желая противоречить воле чудной Отроковицы, Первосвященник Захария просил Господа указать на мужа, способного стать Ей надежной опорой и защитником пред лицом людской молвы. Он повелел собрать посохи неженатых мужчин из числа потомков царя Давида и отнес их во Святая Святых. Через некоторое время Захария вернулся во Святилище и увидел, что посох восьмидесятилетнего старца Иосифа, дальнего родственника Девы Марии, чудесным образом расцвел. Возвращая цветущий жезл Иосифу, Захария сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Иосиф долго отказывался, уверяя, что у него есть взрослые сыновья, и они засмеют его, если он введет в дом юную девушку. Однако Первосвященник убедил праведника не противиться Божьей воле...

...Иосиф был плотником и жил там, где родилась и Мария, в городе Назарете. В тот день, когда Приснодева, скорбя о покидаемом храме, возвращаясь со своим обручником к себе на родину, никто и предположить не мог, что таким образом открывается неведомая доселе эпоха мировой истории, эра Нового Завета...

...Однажды священники Иерусалимского храма поручили сделать новую завесу для Святая Святых нескольким непорочным девушкам из рода Давидова. На долю Марии досталась «червлень» и «багряница». Приснодева как раз сидела за работой в тот час, когда явился пред Ней Архангел Гавриил и принес Ей Благую Весть.

Вот как повествует об этом величайшем событии Евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чтоб это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое дитя и наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк, 1, 28 - 38).

Этот ответ Марии имеет исключительное значение во всей мировой истории. Безусловное «Да» в ответ Богу, произнесенное во всей полноте свободы, вопреки знанию о естественной логике событий, - и есть свидетельство о готовности человечества к участию в деле спасения, в победе над смертью. Мы помним, так было далеко не всегда. Праведница Сарра, жена Авраамова, когда было сказано Аврааму, что родится у него сын, «рассмеялась в душе своей», ибо «обыкновенная у женщин у Сарры уже прекратилось» (Быт. 18, 12). Подобную неготовность принять чудо чистым сердцем мы не раз встречаем на страницах Ветхого Завета...

...После Благовещения, потрясенная переполнявшими Ее чувствами, Пресвятая Дева искала, с кем бы поделиться своей тайной. Ближайшей Ей по духу была Ее родственница Елизавета, жившая в нагорной стороне, в городе Иудине. Елизавета к тому времени также была беременна и носила во чреве грядущего великого пророка и Предтечу Иоанна. То была великая встреча четырех родственных душ. Иоанн «взыграл во чреве» матери, узнавая Иисуса, а Елисавета впервые в истории назвала Марию Матерью Божией: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?» (Лк., 1, 43).

Мария пробыла в доме Елизаветы около трех месяцев, а потом вернулась обратно в Назарет, к своему обручнику Иосифу. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господен явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей от грехов их» (Мф, 1, 19-21).

...В тот год, по повелению римского императора Августа, производилась по всей империи перепись населения. Чтоб выполнить волю Кесаря, каждый должен был явиться в тот город, откуда происходил род его. И вот в начале зимы Иосиф с Марией отправились в Вифлеем, город Давидов, так как оба происходили из рода и дома Давидова.

Когда пришли они в Вифлеем, город был переполнен. Все комнаты в гостиницах, малейшие углы уже были сняты людьми, пришедшими на перепись. И только за городом, у источника Давидова, оказалась свободна пещера, куда в бурю загоняли скот. Здесь, в хлеву, хозяйкой которого была дальняя родственница Иосифа, вифлеемская жительница Саломия, и суждено было родиться Спасителю мира. Мы можем только представлять себе, как в первые часы после Рождества Мария баюкает малое свое Дитя, как на руках Ее находит первое земное убежище Предвечный Бог и Спаситель Мира. А у входа в вертеп свистит зимний ветер...

...Первыми по велению Ангела явились поклониться Сыну Божию пастухи, а затем следовавшие за путеводной звездой волхвы, - самые простые и самые мудрые из жителей земли. Следуя древним обычаям своих народов, волхвы поднесли Младенцу Дары, которые считались достойными Сына Божия. Халдейский царь Мельхиор поднес Иисусу ливан или ладан, как Богу - фимиам; перс Валтасар поднес золото, как Царю веков; эфиоп Валтасар преподнес Смирну, как рожденному во плоти человеческой...

Не рыдай обо Мне, Мати...

Когда Младенцу исполнилось сорок дней, Святое Семейство отправилось в Иерусалимский храм, чтобы совершить необходимые обряды. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса..., он взял его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко..., ибо видели очи мои спасение Твое... Иосиф же и Мария дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле на падение и на восстание многих в Израиле, - и тебе самой оружие пройдет душу» (Лк, 2, 25 - 35).

Прошло совсем немного времени, и пророчество Симеона исполнилось. Царь Ирод, прознав о рождении чудного Младенца, взревновал о своей власти и послал в окрестности Вифлеема воинов, дабы те перебили всех малых детей до двух лет от роду. Ангел предупредил Иосифа о грозящей беде, и Святое Семейство скрылось в Египте. Мы можем только представить себе, что пережила Пресвятая Дева в те страшные дни...

...У коптов существует предание, что Богоматерь с Младенцем жила в городе Бэнюсефе, в трех днях плавания по Нилу от Старого Каира. Само название этого места, которое означает по-арабски «Добрый Иосиф», свидетельствует в пользу этой легенды. Египетские христиане показывают пещеру, где жило Святое Семейство. Там сохранилось углубление в стене, где спал Младенец. Сама же Богоматерь отдыхала на соседнем каменном ложе...

...Мы точно не знаем, долго ли Мария, Иосиф и Божественное Дитя пробыли в Египте. Доподлинно известно лишь, что после смерти царя Ирода вернулись они в Назарет, где и прошли детские годы Спасителя.

Плотно сокрыты от нас завесою тайны подробности этих лет. В уединении и безмолвии свершалось великое чудо. Мать растила малое дитя, которое было Ее Богом, единственной надеждой всего падшего мира. Понять, какой силы духовная работа происходила каждый день в душе Матери Божией, помогает один-единственный случай, пересказанный Евангелистом Лукой: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончанию дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми, и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все, слушающие Его, дивились разуму и ответам Его... И Матерь сказала Ему: Чадо! Что ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанным им слов. И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк, 3, 41 - 52).

...Немного знаем мы о жизни Богоматери в дни Евангельского служения Иисуса. Писание и Предание как бы высвечивают во тьме прошлого несколько пронзительных эпизодов. Вот на свадебном пиру в Кане Галилейской обращается Она к Сыну Своему и Богу с кроткими словами: «Вино кончилось у них», - и является чудо. Вот в ужасные часы поругания и осуждения бросается Она в ноги Пилату и просит о снисхождении, но получает отказ. Вот бессильно падает на руки своих спутниц, видя Христа, поднимающегося со своим Крестом на Голгофу... И мы не в состоянии даже вообразить, как сжимается Ее сердце при виде добровольных страданий Ее Божественного Сына...

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се сын Твой; потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Иоанн, 20, 25 - 26). Святые Отцы учат нас, что таким образом, в лице Иоанна Богослова, Божья Матерь усыновляет весь род человеческий...

...После Воскресения Иисуса - и до Его Вознесения Мария все время рядом со своим Дитем и Спасителем. После Вознесения и до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов и Святую Деву, Она остается в доме Иоанна Богослова, а потом отправляется вместе с Иоанном в малоазийский город Эфес, доставшийся по жребию этому Апостолу.

Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно церковному Преданию, Богоматерь прожила долгую жизнь. Она собирала подле себя первых христиан и вспоминала с ними детские годы Иисуса. Она беседовала с Апостолами и слушала их рассказы о проповеди христианства по всему белому свету. Она навестила на Кипре Лазаря, некогда воскрешенного Христом, и установила христианство на острове Афон в Эгейском море, куда Ее корабль пристал во время страшной бури.

Но все чаще и чаще обращалась она с молитвой, чтобы скорее Ей оставить плотские узы и воссоединиться со Своим Божественным Сыном.

Она уже перешагнула семидесятилетний рубеж, когда однажды, во время такой молитвы, предстал пред Ней спутник всей Ее жизни архангел Гавриил с сияющим лицом и принес весть о скором Ее преставлении. Как добрый знак небес, Архангел подал Святой Деве сияющую ветвь финикового дерева, произрастающего в райском саду. Ветвь эту должны были нести перед погребальным одром Богоматери...

При своем представлении Дева Мария желала видеть Апостолов Христовых, и молила Своего Сына, чтоб Он сам сошел с небес и принял Ее душу на руки, как некогда приняла Она Его в час Рождества.

...Предание гласит, что уже лежала Матерь Божия на украшенном одре, готовясь к последнему исходу, когда Неисповедимый свет воссиял в доме, и померкли огни свечей. Сжалось в трепете сердце тех, кому даровано было это видение. Сам Царь Славы Христос приблизился к Своей Матери: «Приди, ближняя Моя, приди, Голубица Моя, вступи в хранилище вечной жизни». И вновь, как в великие дни Благовещения, с полной самоотдачей, отречением от малейшей своей воли отвечала Господу Своему Мария: «Готово сердце Мое, Боже, готово.... Да будет мне по Слову Твоему».

«И взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания, как бы сладко засыпая, предала Она в руки Его пресвятую душу Свою».