Зацепило?
Поделись!

Человек, который надул мир

опубликовано 30/11/2002 в 14:06
рисунок Анастасии Рюриковой-Саймс


Масскультура - это общепризнанно плохо. Никто ее не любит. Все смотрят американские блокбастеры и плюются, щелкают рекламу и покупают запавшие в душу вещицы, ненавидят хитпарады, но напевают под нос навязчивые песенки, презирают глянцевые журналы, но все-таки листают, листают гламурные фотографии, как заведенные.

И уже поздно цитировать А. И. Герцена о "неустранимой пошлости мещанства", да и Константина Леонтьева о "вторичном упрощении". Особенно меня проняло суровое пророчество, почти проклятие, философа позапрошлого (!) века: "Для красоты цветущей сложности одинаково губительны и социализм, и капитализм, ибо один откровенно провозглашает социальное равенство, другой ведет к уравнительности потребностей, вкусов, околокультурных стандартов. Коммунистическое равенство рабов и буржуазное сползание в массовую культуру - это смесительное упрощение, свидетельствующее о разложении, гниении, старении органического целого…"

Итак, разложение идет полным ходом. Россия - и это бесспорно - несколько отстает от Запада. Так, у нас (еще пока) нет прямой статистической зависимости роста подростковых самоубийств от очередного киношедевра "Девственницы-самоубийцы".

Кстати Леонтьев никаких особенных рецептов спасения не оставил, разве что на риторический вопрос: "Как же избегнуть - то разложения да гниения", он рассудил: "Россию надобно подзаморозить".

Придется заметить, что современные рецепты борьбы с масскультом покруче будут. В 19 веке достаточно было "подморозить", а сейчас эффект достигается лишь тогда, когда кому-то приходит в голову "разнести в пух и прах".

До событий 11 сентября 2001 года Голливуд, как обычно штамповал 450 картин в год, и, как обычно, после выхода того или иного триллера в Нью-Йорке немножечко подрастал процент убийств и самоубийств (на сто тысяч человек - семь вместо пяти преступлений). Не так уж и много. Кстати сказать, людям нравятся убийства. А поскольку превознесенная до небес "презумпция невиновности" говорит о том, что "любить" - "не значит совершать", то - смотрите на здоровье. Камера дает крупный план человека, кувыркающегося в шахты лифтов, человека, вышибающего мозги другому человеку, человека, съедающего человека, человека, вспарывающего себе кишки, и т.д. и т.п. Так что зритель может безнаказанно воспользоваться ситуацией ("так его, так!" "бей его, мочи!").

И все же в 2002 году в Нью-Йорке случилась настоящая сенсация: к марту текущего года число убийств снизилось на 40%, - то есть 85 вместо 141! "Происходит нечто из ряда вон выходящее, - говорит Эндрю Кармен, криминалист из колледжа уголовного права Джона Джэя. - Если бы мы знали, чем это вызвано, тогда бы мы использовали…".

Но на расстоянии, как известно, видней, мы знаем, чем это вызвано. Представьте себе: в среднем за сутки типичный американец (от 12 до 99 лет от роду) тратит на телевизор 12 часов (давайте не злорадствовать, Россия не так уж сильно отстает по этим показателям ). Подсчитаем: допустим, утром 11 сентября ТиВи смотрело хотя бы 30% населения города - не много не мало - 3 миллиона человек. Итак, они смотрели свои любимые Ток-шоу, повтор вечерних показов - по преимуществу боевиков и триллеров. И тут происходит нечто, заставившее их стать участниками настоящего кино. И не просто участниками - а жертвами. А сколько раз Нью-Йорк наводняли твари! Кинг-Конг, Годзилла, русская мафия, каннибалы, серийные маньяки и упыри. Все это было не страшно, - в кресле, с поп-корном, с перерывами на рекламу. Но 11 сентября что-то сломалось, испортилось в привычном ходе вещей. Нет больше иллюзий, воздушные замки рухнули. Монстр шагнул в кинозал с экрана, монстр, сочиненный массовым бредом и тупым наваждением. "Вы больше не можете сидеть в креслах и смотреть, как вампир в роли любимого Бреда Пита и Тома Круза высасывает кровь из шеи жертвы. Вы - все причастны. Вы - сублимирующие маньяки, подсевшие, на спецэффекты кровавых сцен, как на опиум. Вы пойманы на месте преступления! Вы все виновны!", - так или приблизительно так прогудело в ушах телезрителей проклятие, брошенное с легкой руки полумифической группы камикадзе. То ли Чжуан Цзы приснилось, что он бабочка, то ли бабочке приснилось, что она - это Чжуан Цзы. Кто нагрезил террористов? Кто наколдовал самолеты, врезающиеся в небоскребы? Сценаристы сотен блокбастеров или телезрители, готовые платить башли, еще больше башлей, только бы их развлекали?

Вечная дилемма между "кто?" и "виноват?", курицей и яйцом.

Допустим, вина за массовый гипноз, массовое одурение и растущую пошлость лежит на злых серых кардиналах (пусть это будут кто угодно, - бен ладаны, фантомасы, жидомассоны, Кроули, коммунисты, инопланетяне и др.), решивших с редкостным коварством уничтожить все нации разом. Как же просто: напой прилипчивый мотивчик "Я беременна, это временно", - и стадо затянет, да, мол, я - то есть стадо - беременно, но это, - временно! Просто и коварно. Действенно.

"Девочки, девчонки! Короткие юбчонки! Я хороший мальчик, родители на даче", - никаких проблем: прощай, пассионарность, серые кардиналы пьют, вероятно шампанское. Ведь по всему СНГ дети и старики, домохозяйки и клерки, профессора, кухарки, загорающие на пляже и перекусывающие в кафе, отъезжающие с вокзалов, приплывающие в порта, копающие грядку на огороде - никто не мог ускользнуть от массового гипноза, транслирующегося повсеместно - с радиоточек, из магнитофонов, через усилители, на дискотеках, в плеерах, в телевизоре, под гитару. Оглянитесь - повсюду агенты серых кардиналов! Они с нами, они среди нас!

Один мой друг, хороший музыкант, как-то озадаченно и рассеянно заключил: "Может, группа "Руки Вверх" - и не такая лажа? Дети-то 3-5-ти летние танцуют… Ладно, - говорит, - подвыпившие рыночные торговки, им-то все равно, подо что отплясывать. А то - дети. Их не обманешь". "А как же врожденное чувство красоты?", - спрашиваю я.

В ответ мой друг лишь пожал плечами, мол, думай сама, почему детям нравятся "унцы-унцы", а не "Волшебная флейта" Моцарта, или хотя бы "Лестница в небо" Планта.

Хорошо, допустим Народ (прошу писать с большой буквы) изначально туп и одномерен. Никчемно и впустую объявлены всеобщая грамотность, обязательное среднее образование, и понапрасну я точу зуб на продюсеров популярных певцов, - что делать, коль Народу-то нравится, нравятся Народу тупые песенки в три ноты. Ну не метлами же их гнать в консерваторию! А если и погнать - где гарантия, что эта самая "курочка ряба" не снесет свое масскультурное яйцо на первых тактах "Весны священной"!

"Удивите меня! Заставьте меня чувствовать! Хочу испугаться до смерти. Хочу рыдать! Хочу рассмеяться от души! Здесь и сейчас. Я требую!" - канючит профессиональный потребитель общенародного кайфа, усевшись поуютней перед телевизором.

"Хочу прославиться, хочу снимать настоящее кино!", - говорит режиссер, и продолжает снимать сериалы, зная, что хорошо и аккуратно платят только за них. А вот лет через десять - пятнадцать, когда он подзаработает денег, можно заняться и искусством, если еще останется желание. И только 2 процента от населения земли смогут оценить и сказать: да, это настоящее кино. А если какой-нибудь продюсер возьмется за раскрутку, то еще 40 процентов поддакнет, что это так. И тогда у новоявленной звезды будут брать автографы, интервью в глянцевые журналы, домохозяйки и работницы банков смотреть на его портрет и томно вздыхать, закатывая глаза, накрашенные по последней моде, точь-в-точь, как у певицы Мадонны, и у актрисы, игравшей в его кино. Вечером того же дня женщины соберутся в гостях и будут говорить об искусстве и о деталях изящного вкуса. Они будут вспоминать свою юность и сетовать на падение нравов, критиковать поп-индустрию и засилье рекламы.

…А через сто лет группа японских туристов будет с трудом поспевать за молоденьким гидом, многословно и с азартом декламирующем: "Если вы посмотрите направо, вы увидите замечательную абстрактную скульптурную композицию прошлого века под названием "Человек, который надул мир". Обратите внимание на его размер. Вам, конечно же, кажется, что это очень высокая статуя. На самом деле она очень маленькая, крошечная, размером с кошку или кролика. Увеличительный эффект с помощью систем водяных линз был изобретен одесским фокусником Гроберфильдом. Что же касается самого скульптора, то он предпочел остаться неизвестным"…

"/>