Зацепило?
Поделись!

Просветители славянства

ко дню Кирилла и Мефодия

опубликовано 25/05/2007 в 20:15
"Сима же пришедшима, начаста составливати писмена азбуковнаа словеньскы, и прело-жиста Апостол и Еуангелие..." (Радзивиловская летопись, конец XV века).


Становление народов подобно взрослению человека. Сперва мы учимся видеть мир, ходить по нему, радоваться ему, и потом только, получая образование, учась слушать и понимать других людей, умножаем наш скудный и неловкий опыт, нашу маленькую память на универсальный опыт человечества, на мировую культуру. Без этой культуры мы беспомощны и одиноки.... Но с духовной традицией, с ее универсальным опытом мы обретаем и призвание, и жажду познания, и смысл собственной жизни, и религию, то есть связь нашей отдельной и частной жизни с Источником и судьбой Творения.

Так же и народы. В глубокой древности племя, не знающее книг, живет в кругу своих песен и сказаний, каждодневных радостей и бед, минутных впечатлений и разочарований. И только вместе с письменностью дается ему дар крепить свою частную память и умножать ее на опыт других племен и поколений...

В мире существовало множество народностей, и почти во всех них в долгом течении истории появлялись люди, которые научались читать и писать. Одни - на своем родном языке, другие - на языках соседних племен, более развитых и образованных современников. В судьбах народов это был решающий поворот. Многие язЫки из тех, что восприняли чужую грамоту, растворились во времени без следа. Жемайты, пруссы, готты, хазары, половцы, меря, чудь, весь, скифы, киммерийцы - их были сотни на бескрайних степях Евразии, от Дуная до Волги. Десятки - только в одном маленьком Крыму...

И только те народы, которые обрели письменность на родном языке, на своем собственном языке приобщались к мировой культуре, а в нашем христианском мире это означает - прочли на нем Ветхий и Новый Завет, стихи и молитвы Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, наставления Отцов Церкви, на нем же слушали церковную службу, - получили дар укорениться в истории, создать собственную, самобытную культуру.

Сегодня, празднуя память святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия, мы с любовью вспоминаем этих подвижников, благодаря которым вошли в большую историю, просветителей, чей труд и подвиг положен в основание нашей духовной жизни, нашего национального и церковного бытия.

     

...Братья Константин (имя Кирилл он получит при пострижении в монахи, незадолго до смерти) и Михаил (Мефодий) родились в 20-х годах IX столетия в Фессалониках (территория современной Греции). Отец их, Лев Друнгарий, служил помощником местного стратига (военного генерал-губернатора). По преданию, Михаил (Мефодий) был старшим, а Константин - младшим братом в этой семье, где кроме них росло еще восемь детей. Существует предположение, что, либо их отец, либо мать - славянского происхождения, - такое смешение кровей привычно для византийских аристократов той эпохи...

Как бы то ни было, в семье говорили на двух языках, на греческом и на славянском (древнеболгарском?). Двуязычие господствовало и по всей провинции...

С детских лет Мефодий и Константин хранили трогательную дружбу. Мефодий, статный юноша, настоящий, как и полагается сыну офицера - воин, трепетно оберегал своего младшенького. Константин родился слабеньким, часто болел, но зато отличался исключительными интеллектуальными способностями. Рассказывают, что к десяти годам он уже умел писать на нескольких языках, а в пятнадцать лет читал и комментировал Григория Богослова, - хотя, по собственному его признанию, - и не во всем понимал его тогда...

Вероятно, у Льва Друнгария существовали какие-то особые связи с императорским двором, потому что, едва прослышав об удивительных способностях Константина, император Михаил Третий взял его к себе в Константинополь, в товарищи по учебе для своего сына. Там, под руководством лучших ученых той поры, в том числе будущего патриарха Фотия, юноша изучал античную литературу, риторику, грамматику, диалектику, астрономию, музыку и другие «эллинские художества». «Житие» свидетельствует, что он хорошо знал еврейский, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Отказавшись от выгодной женитьбы, а также от предложенной императором карьеры чиновника, Константин стал патриаршим библиотекарем в соборе Святой Софии. Одновременно он преподавал внешнюю (эллинскую) и внутреннюю (христианскую) философию в знаменитой Магнаврской академии Константинополя (старейшем на белом свете университете, по происхождению своему связанном еще с афинскими школами Платона и Аристотеля). Там он и получил прозвище «Философ», оставшееся за ним на всю жизнь.

Первое значительное свое путешествие Кирилл совершил в 851 году, когда, в составе посольства по обмену военнопленными отправился к арабам Багдадского халифата и не без успеха участвовал там в диспуте с мусульманскими богословами...

...Старший брат же Константина, Михаил Друнгарий в те годы делал блестящую военную карьеру, губернаторствовал в Струмской области Македонии. Однако мирская жизнь год от года все больше казалась ему бессмысленной, и через десять лет он постригся в монахи под именем Мефодий. Произошло это в обители Олимп, что в Малой Азии. В конце 50-х годов, отказавшись от сана архиепископа, Мефодий стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика.

Тогда же, где-то около 860 года, хазарский каган обратился к византийскому императору с просьбой ознакомить его с христианским богословием. Хазары - один из самых загадочных народов европейского средневековья, жили по нижней Волге и берегу Каспийского моря. Большинство хазарского простонародья оставались верны своим древним языческим богам, некоторые исповедовали христианство и ислам, но местная аристократия поддалась чарам заезжих евреев и приняла иудаизм. Именно для диспута с еврейскими мудрецами и призывались в Итиль - столицу хазарского каганата - Философ Константин и игумен Мефодий....

Путь из Константинополя в Хазарию шел через Крым, и здесь, у черноморских берегов, в Херсонесе Таврическом, в ту пору процветающем торговом и культурном городе, братья остановились на несколько месяцев - Константин захотел улучшить свой разговорный еврейский... Здесь же, в Инкермане, обрел он мощи святого Климента, папы Римского, впоследствие перевезенные им в Ватикан.

Проведя в Хазарии множество диспутов с магометанами и иудеями, Константин и Мефодий понравились и кагану, но не сумели все же обратить того в христианство. Однако они окрестили несколько сотен человек и, самое существенное, им разрешено было вывести из Итиля всех греческих пленных. Что и говорить, богословие имело в ту пору завидную силу. Один Философ подчас мог сделать больше, чем несколько армий...

...По возвращению Мефодий вновь стал игуменствовать в Полихрониевом монастыре, а Кирилл затворился под сенью библиотеки. Именно тогда, в 861, 62 и 63 годах, и совершил он, скорее всего, свою великую работу - создал славянский алфавит...

     

...В IX - XI веках у славян равноправно сосуществовали две системы письменности - глаголица и кириллица. Кириллица, которой мы (вместе с еще 70 славянскими и неславянскими народами) пользуемся и доныне, была создана на основе греческого унциального письма с добавлением букв самого разного происхождения для чисто славянских звуков. Глаголица, графически куда более причудливая, сохраняла значение наравне с кириллицей до XI - XII веков. Ее буквы ближе к ивриту и закавказским системам письменности. Порой они имеют самое экзотическое - самаритянское или даже коптское происхождение.

Любопытно, что к началу ХХ века глаголица сохранялась только в церковной письменности хорват-католиков...

По горькой иронии исторического беспамятства мы точно не знаем, какую именно из двух систем письменности создал св. Кирилл. Некоторым ученым лингвистам доставляет особое удовольствие доказывать, что разработал святитель именно глаголицу, а кириллица возникла десятилетиями позже, при дворе болгарского царя Симеона. Однако язык имеет свою память, и никто не сможет разумно объяснить, почему кириллицей названа та азбука, которую св.Кирилл не создавал? Подобного рода научная подозрительность слишком напоминает паранойю...

Впрочем, вполне возможно, что Константин Философ создал обе системы славянской письменности на основе, с одной стороны, родного греческого, а с другой - хорошо известных ему ближневосточных и иберийских алфавитов. Так же существует точка зрения, что глаголица - тайнопись кириллицы...

Создавая славянскую азбуку, просветитель заботился прежде всего о том, чтобы Слово Христовой истины, а вместе с ним - и все мировое культурное наследие, воцерковленное в православной традиции, пришло к славянским народам на понятном им языке. Тогда же, вместе с Мефодием, начал он переводить на славянский (древнеболгарский) Евангелие, Апостол, Псалтырь и Паремийник. В замыслах было переложить все Священное писание...

     

... В начале 60-х годов моравский князь Ростислав (Моравия - область в современной Чехии) обратился к византийскому императору с просьбой прислать проповедников и учителей богословия. Моравия к тому времени была уже крещена, но в церковной ее организации царила путаница. С одной стороны, на эти земли претендовали немецкие епископы, с другой, - местные князья не желали отдаваться под духовное начало немцам, ибо, по опыту соседей знали , что такое решение сулило утрату государственной независимости...

По преданию, Михаил III призвал Константина и сказал ему: "Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит". Константин отвечал, что с юношеских лет полагал просвещение славян своим от Бога данным призванием...

     

...В 863 году Константин (Кирилл) и Мефодий отправились в Моравию. Усилиями болгарского ученого К.М.Куева именно с этой датой стали связывать начало славянской письменности. В Болгарии день св. Кирилла и Мефодия - общенациональный праздник (в этом году мы будем отмечать 1144 годовщину подвига просветителей)...

В Моравии братья пробыли около трех лет (до 866 года). Их проповедь на понятном славянском языке пользовалась большой популярностью у народа, зато вызывала ненависть у немцев. Людовик Немецкий начал войну против Ростислава. Ситуация обострялась с каждым днем, и Кирилл и Мефодий решили вернуться вместе с моравскими учениками в Константинополь. Их путь должен был лежать через Болгарию, но оказался закрыт: в конце 866 года на болгар нашло кратковременное помутнение - они изгнали византийское духовенство и призвали из Рима латинян...

Братья вынуждены были отправиться в Венецию, где местный епископ в 867 году собрал против них поместный собор. Собор обвинял Кирилла и Мефодия в нарушении церковного правила о «трехъязычной службе» (в ту пору на западе считалось, что только три языка пригодны для богослужения - греческий, латынь или древнееврейский)...

Ситуация усугублялась печальными новостями из Константинополя. Покровитель и друг святых братьев, император Михаил III, был убит в ходе дворцового переворота, патриарх Фотий, учитель Кирилла - низложен. Оставался только один, хотя и очень рискованный путь - в Рим, на суд к Римскому папе (дело происходило за полтора столетия до окончательного раскола между Православной и Католической церквями (1054).

...В столицу западной Церкви Константин Философ и Мефодий везли обретенные ими в Инкермане чудотворящие мощи св. Папы Римского Клемента. Понтифик Адриан II торжественно встречал их в своей резиденции... Как это ни странно, папа не только одобрил славянские книги Кирилла и Мефодия, но и посвятил некоторых их учеников в священнический сан и даже разрешил отслужить славянскую литургию в соборе св. Петра (869 год). Это было большой победой.

Увы, здоровье Константина не выдержало суровых испытаний и дальних путешествий. Он принял схиму с именем Кирилл, и14 февраля 869 года скончался. Сперва его с превеликими почестями похоронили в папской усыпальнице, а затем, по просьбе Мефодия, перенесли мощи в храм св.Климента, где, по преданию, творились у них великие чудеса....

Перед смертью Кирилл взял со своего брата обещание, что тот продолжит начатое ими дело. Адриан хиротонисал Мефодия во епископы, и тот вернулся в Моравию, где еще шестнадцать лет, преодолевая многообразные трудности и претерпев даже трехлетнее заключение в темницу, служил литургию и проповедовал на славянском языке.

Увы, после кончины святителя (6 апреля 885 года) в Моравии восторжествовало немецкое влияние. Ученики его были изгнаны и даже проданы в рабство в Венецию (потом - выкуплены Константинополем)...

Но дело св. Кирилла и Мефодия не погибло. Славянская проповедь была перенесена на юг и на восток, в Сербию, Болгарию, и, несколько десятилетий спустя, на Русь...

     

...В человеческой истории совсем не все решают некие безликие законы. По большей части судьба народов и целых цивилизаций зависит от духовного выбора, личного подвига людей - друзей и сподвижников, братьев и единомышленников - а порой и одиночек, затерянных в бескрайнем, враждебном и суетном мире.

Современный, несколько менее суровый и более легкомысленный, нежели тысячу лет тому назад, язык спешит назвать св. Кирилла и Мефодия счастливчиками. На протяжении всей жизни их укрепляла братская дружба и ясное представление о собственном Предназначении. Но это особое счастье - быть счастливым своим подвигом, служением, своей жертвой. Ибо не было у них ни частной жизни, ни личного интереса. Все, без остатка, были преданы св. Братья тому делу, к которому их призвал Господь...

Как некогда, в первые века христианства, апостолы и отцы Церкви воцерковили античное наследие, так и теперь св. Кирилл и Мефодий «славянизировали» всю традицию христианской цивилизации, сделали ее родной и близкой, почти интимной для славянских народов. Не случайно, читая русские и украинские духовные стихи, слушая песни, все время кажется, что Палестина где-то тут, за ближайшей горкой, а река Иордан течет по нашим лесам, степям и долинам...

Многие, особенно западные, ученые удивлялись, каким образом буквально через несколько десятилетий после принятия христианства у восточно и юго - славянских народов начинается почти невероятный культурный расцвет. И кажется, все уже тут есть, и зрелая литература, и живопись, и школа. В Болгарии, в Сербии, на Киевской Руси, повсюду мы наблюдаем это чудесное превращение, вхождение в мировую культуру не робкими новичками, а опытными мастерами...

И в последующие столетия, когда пал Константинополь и Церковь раскололась на Западную и Восточную, во многом благодаря славянскому, русскому православию сама православная традиция сохранилась, развивалась и живет в наших сердцах...

И сегодня, в непростую и противоречивую эпоху, если мы и сохранили способность к созиданию, к культурному творчеству, то обязаны мы этим нашим прекрасным языкам, нашим литературам, нашей письменности, то есть тому человеческому и боговдохновенному выбору, который сделали больше 1100 лет тому назад святые равноапостольные Кирилл и Мефодий...