Зацепило?
Поделись!

БAЙКАЛ СВЯЩЕННЫЙ

Из цикла «Штудии Сакральной Географии»

опубликовано 13/12/2006 в 16:31


У восточных славян есть такой старинный обычай - провожать в долгий путь со слезами, с причитаниями, как на похоронах, а встречать возвратившихся из странствий широким праздничным застольем, принимая их как ”заново рожденных”. Шагнувший в неизвестность азиатской тайги переживает символическую смерть, за которой следует вполне реальное перевоплощение в странника, почти в юродивого, несущего на сетчатке глаз драгоценности увиденного и пережитого в дальних краях. Его душа распахнута и подвижна, слух чуток, зрение обострено, ум спокоен и отдален от обыденности. Мне кажется, с таким настроением хорошо собираться в путешествие и в 21 веке, особенно если едешь далеко, и путь твой лежит на Восток, в заповедные края, разве что чудом отмеченные в туристических справочниках и на географических картах, поскольку плоть и кровь их - легенды, сказки, живое волшебство... Оттуда никто не возвращается прежним. Итак, озеро Байкал.

Черный как смоль столетний ворон взвился к небу из таежного бурелома. Тяжелые стволы кедров едва шелохнулись от мощного порыва ветра. Солнце встало в зените. На горизонте растаяла дымка, и отчетливо проступили горные чаши восточных Саян. Ворон оседлал поток ветра, и под его крыльями закипела, запенилась бескрайняя водная синева Святого Моря - так называют местные жители Байкал. Озером и вправду назвать его трудно: от края до края земли бурлит и волнуется, подобно морю, искрясь на солнце, прозрачная, пресная, почти сладкая на вкус вода. ”Плывешь и пьешь”, - шутят рыбаки.

В арабской космографии 12 века ”Диковинки сотворенного” Бахр-ал-Бака (Байкал) описывается так: Всевышний создал его в форме двух рогов, слитых вместе”, что вполне соответствует действительности, Байкал узок, самое широкое место - 73 километра, а в длину он изгибается полумесяцем на 650 километров.

Это одно из самых древних озер в мире - оно возникло около 30 миллионов лет назад. Для сравнения, Великим Американским озерам несколько десятков тысяч лет, большинству европейских 3-4 тысячелетия. В переводе с монгольского и бурятского языков ”бай-гал” означает ”стоящий огонь”: народные сказания повествуют, что давным-давно на месте озера была высокая гора, она треснула напополам, и из щели стал хлестать огонь, который потушили милосердные боги небесной водой. Действительно, озеро находится во впадине - разломе земной коры. Возможно, поэтому глубина Байкала столь фантастична - по последним измерениям - свыше 1620 метров (средняя глубина мирового океана 3800 метров), у самого берега могут встречаться аж 800 метров глубины. Местные жители - буряты, исповедующие кто шаманизм, кто буддизм, верят, что у Байкала нет дна, и это недалеко от правды. Недавно у ученых возникла гипотеза о подземном сообщении Байкала с монгольскими и гималайскими озерами. Примечательно, что в монгольских и тибетских буддийских текстах есть упоминания ”подземного моря, где таится источник бессмертия”. Буддистами всего мира Байкал почитаем как святое место - его называют ”обителью богов”. Байкальской воде приписываются волшебные и целебные свойства. Жители местных деревень, рыбаки и охотники, с удовольствием рассказывают туристам странные истории, случающиеся на озере. Например, как в середине прошлого века рыбацкая лодка попала в шторм, гибель была неминуема, но вдруг из озера пробился яшмовый луч света, по которому, как по канату люди смогли дойти до берега. В недавно рассекреченных советских архивах есть сведения о встречах военных водолазов в глубинах озера со странными серебристыми существами, похожими на людей, высотой в три метра, и якобы с подобием жабр...

Ученые, со свойственным им скепсисом, тем не менее, постоянно сталкиваются с головоломками и неразрешенными загадками, окутавшими древнее глубокое озеро.

Они называют Байкал ”мастерской природы”: здесь ежегодно открывают новые уникальные виды флоры и фауны, таинственных реликтовых рыб, удивительные растения…. Связывается это с тем, что в ледниковый период огромные толщи воды не замерзли, ледник не тронул озеро, и здесь продолжала развиваться жизнь, в отличие от остального континента. Впрочем, далеко не все чудеса объяснимы. Величественная и суровая красота хранит глубокое, воистину буддийское молчание, созерцая суету смертных. На северо-восточном берегу растут черные березы, на берегу перекрикиваются черные чайки, в то время как на противоположном берегу - березы, как и чайки белые... На Ушканьих островах дремлют тюлени, неведомо как попавшие из Ледовитого океана в континентальное озеро... С Ушканьими островами связана древняя легенда, якобы здесь через Байкал пролегала узкая тропа, разделявшая озеро на две части. А появилась она вот как: однажды, Чингисхан, повелитель огромной Монгольской империи - Золотой Орды, подошел с войском к берегу Святого моря, подчинил местные племена. Войско было измотано далеким походом, да на другой берег не попасть: разыгрался Байкал, поднимаются суровые волны. Вокруг идти - путь неблизкий и опасный - высокие горы со снежными вершинами преграждают путь, крутые, скалистые берега, тайга. И воззвал Чингисхан к небу, и ударил мечом землю, закипело озеро, и показалась из воды драконья спина, и пошел Чингисхан по драконьей гриве, увлекая за собой войско. Много лет потом волновался, стонал Байкал, до судного дня стонать будет, говорили люди, да стих вдруг однажды, и драконья тропа ушла под воду, остались крохотные, исключительно живописные островки, на которых греется пугливая нерпа, к сожалению, уже хорошо знакомая с человеком - не унимаются ружья браконьеров.

Со всех сторон Байкал окружают горы и тайга. Горы испещрены горячими источниками, вершины некоторых и летом заснежены. Тайга, где и в ясный день царит мягкий сумрак, кишит зверьем, птицами, изредка попадаются нежилые охотничьи избы с запасами дров и провизией, специально сооруженные для путников, попавших в непогоду. Обрывистые берега с полудрагоценными каменьями неожиданно сменяются глубокими тихими бухтами, где пустуют многокилометровые пляжи с золотоносным песком, редко когда там можно встретить рыбаков или мальчишку, ведущего с горных пастбищ коров или лошадей на водопой. Летом в тридцатиградусную жару верхние слои озера прогреваются до 16- 21 градусов, глубины же остаются очень холодными. Зимой на берегу стоят крутые морозы, а на глубине озера - неизменные плюс четыре градуса, несмотря на крепкий лед на поверхности. Рассказывают, что в мае на многие километры вокруг слышны треск и грохот лопнувшего льда. Японцы, называющие озеро на тибетский манер Далай (святым), приезжают смотреть на сплав льда по мощной и широкой Ангаре - единственной реке, вытекающей из озера. Буряты любят рассказывать сказку о седом Байкале-отце, от которого сбежала красавица дочь Ангара, влюбленная в богатыря Енисея. Рассерженный отец в гневе бросил в дочь камень, но Ангара обежала его. С тех пор камень так и лежит. Буряты называют его «Шаманским камнем”. 300 лет назад русские, прослышавшие о Святом Море, вокруг которого полно золота, серебра, соболей, дошли до Шаманского камня, который преградил им путь. Справа и слева высоченные горы, ”закинешь голову - шапка слетает, а вершины не видать”. За камнем слышно, как вода шумит, бьется о скалы, а к ней не подойти. И появился юноша, бурят, он отвел их к мудрому старику-шаману, который сказал: ступайте за мальчиком со светлыми глазами и оленьими ногами, он проведет вас к Байкалу. Так русские очутились впервые на озере. Русские и бурятские деревни соседствуют друг с другом у озера. В русских селах слышны гулкие православные колокола церквей, в бурятских - заливаются на ветру буддийские колокольчики. Повсеместны деревья, увешанные разноцветными ленточками, денежными банкнотами, пачками сигарет - благодарственная дань духам земли...

Сердце шаманизма на Байкале - остров Ольхон, где ежегодно в августе проходят этнические фестивали, музыкальные, и магические действа. Буряты рассказывают, что Ольхон разделен на две половины, на одном живут черные шаманы, - и деревья, и земля там тоже черные, - они не слишком гостеприимны, поскольку вышли из древнего рода ”стражников озера”. А на другой половине острова, где камни гор молочно-белые, живут потомки белых шаманов, которые очень гостеприимны и доброжелательны, а за последние годы к тому же хорошо освоили азы туристической индустрии.

Буддийские паломники, туристы и просто странники добираются до Байкала, как правило, через старинный восточно-сибирский город Иркутск, откуда ходят рейсовые автобусы до Листвянки (60 километров). Из Листвянки можно отправиться на пароме через Ангару в Порт-Байкал - где начинается вокруг-байкальская железная дорога, одноколейка, проложенная в конце 19 века, и идущая через 40 впечатляющих мысовых туннелей, продолбленных в скалах. По этой железной дороге ходит один пассажирский и один комфортабельный туристический поезд.

Впрочем, лучше всего путешествовать по древней байкальской земле пешком.

От курортного молодого города Северо-Байкальска, где из кафе пахнет вкусной бурятской едой, а на улицах старушки, похожие на сказочниц, продают целебные травы и коренья, начинается Большая Байкальская Тропа. Это древняя конная и пешая дорога, теперь специально оснащенная для туристов.

Она петляет по берегам озера - то поднимаясь через горы, то спускаясь в маленькие бухточки, бежит вдоль черничных, морошковых полян, через дремучие кедровые стены... Близ села Байкальского тропа круто сворачивает от Байкала в горы, к пику Черского, к горячим источникам. Там же кончаются электропровода. Через горную речку висит шаткий мост, за которым дорога теряется в густой тайге, - здесь обрывается цивилизация. Дальше по берегу Байкала - ни души на 500 километров, тайга, пение птиц, трещат сучья в малиннике - ходит медведь, встревоженный олень мелькнет в кустах, захлопает крыльями куропатка …

Летом, в ясную погоду, когда воздух становится прозрачным и звонким, и стихает один из четырех Байкальских ветров - Култук, водная гладь замирает, превращаясь в зеркало, отражающее беспредельность неба. Слышно, как крупные рыбины - омуль, хариус бьют хвостами. Далеко на противоположном берегу над белыми облаками висят фиолетовые горы. Стоишь на крутом мысу Красный Яр, смотришь в пропасть, похожую на древний амфитеатр, и отчетливо осознаешь условность временной координаты. Нет часов, нет минут, есть только звенящая вечность, в которую можно заглянуть через незапертую дверь.

И на сетчатке глаза отпечатается пенистая клокочущая стихия, забирающая тебя прежнего, отдающая тебя - перерожденного...