Зацепило?
Поделись!

Богословие в камне

Армянские хачкары и путь преображения

опубликовано 22/02/2005 в 13:27


На протяжении всей истории человеку было свойственно стремиться за пределы земного существования. В любой душе томится тоска по вечности и по истине, и в тяжелых обстоятельствах, у последнего края чаще всего обнаруживается тяга к совершенству. Армянская история, армянское искусство - блестящий пример бессмертия человеческой души, воплощенного в яркие и незабываемые памятники культуры. Знаменитые средневековые "хачкары" ("крест-камни") - не просто объекты изучения для искусствознания, они - живые свидетельства торжества человека над самым прочным материалом - камнем, и над самым упорным разрушителем - временем.

Знак присутствия и свидетельство веры.

"Хачкар" - прежде всего знак и надежда. Знак присутствия и надежда на преодоление.

С самых древних времен на территории Армении появляются памятники, призванные запечатлеть опыт поколений. Они как бы взывают к небу: мы здесь жили и уповали, верили в лучшую участь и провожали своих близких в вечную ночь.

Еще в доисторический период в горах, у истоков рек, питающих пастбища, по границам селений и у дорог воздвигались каменные стелы, которые можно считать отдаленными предшественницами хачкаров, - народ называл их "вишапы" и представлял заколдованными героями своих сказок. Вишапы были испещрены резьбой. Тут можно разглядеть силуэты птиц, шкур и голов баранов, а также следы клинописи. Это была своего рода разметка пространства, обжитого человеком.

В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих земных делах - подвигах, завоеваниях и законах. Человек языческой эпохи мыслил бессмертие как простую длительность, а богов - как своенравных существ, превосходящих смертного в могуществе и оплодотворяющей силе. Воздвигая памятники, урартрийские владыки взывали к небу: мы тоже многое сделали здесь, на земле. Мы стремимся к вам, о боги!

Подобные же стелы строились и в период первой династии армянских царей Артешесидов. У них уже была сложившаяся типическая структура: основанием служил массивный каменный блок, в нем выдалбливалось отверстие, в которое ставился вертикальный камень с нанесенной надписью или узором.

Скорее всего, именно некоторые сохранившиеся урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских монументов и "крест-камней", появившихся сразу после принятия Евангельской проповеди (IY век) и призванных засвидетельствовать христианскую веру. В самых разных местах Армении (впервые - на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда даже покрытые скульптурными изображениями, скорее всего связанными с погребальными канонами. Сюжеты таких изображений традиционны: Георгий Просветитель, царь Трдат Третий, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращенный вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил в огненном рву, Три отрока в огненной пещи, реже - Крещение и Распятие. В большинстве своем эти стелы имели двучастное (постамент и вертикаль) или трехчастное (ступени, постамент и вертикаль) строение.

Как повествует историк Y столетия Агатангеос, сам св. Георгий Просветитель устанавливал кресты на месте языческих капищ, на дорогах, улицах, освящая таким образом землю и преображая быт. Деревянные кресты были поставлены в Вагаршапате, на месте мученичества св. Рипсимэ и Гаяне, на острове Севан, в Санаине, а также в Грузии, у Мцхеты. Но уже в YI веку большинство деревянных памятников было заменено каменными. Скорее всего, речь идет о знаменитых "крылатых крестах", подобных тем, что найдены при раскопках в Двине. "Крылатые кресты" - уже непосредственные предшественники классических хачкаров.

В Армянском историческом музее представлена богатейшая коллекция, иллюстрирующая эволюцию ранних хачкаров. Поначалу крест являет собой центр плоскости, но к IX - XIII векам мы видим роскошное каменное кружево, в котором заключен богато орнаментированный крест.

Молитва о спасении души.

Расцвет искусства хачкара естественным образом пришелся на период восстановления армянской государственности после арабского завоевания и совпал с эпохой едва ли не самого плодотворного развития богословия, церковной жизни и духовной культуры. "Камни-кресты", как свидетельствуют надписи на них, устанавливались по самым разным поводам: мы встречаем благодарение за победу над врагами или получение земельного надела, и молитвы по окончанию строительства храма, и межевые пограничные знаки. Но прежде всего "хачкар" - это центр мемориала и, соответственно, обращенный к Господу вопль о спасении души. Уже современники воспринимали "хачкары" как шедевры искусства: о них писали хронисты, они легли в основу традиции и стали образцами для мастеров последующих поколений. Несмотря на фантастическое разнообразие, у "хачкаров", как и большинства шедевров христианского искусства по всему миру, достаточно устойчивая композиционная схема. Крест вырастает из зерна (то есть служит венцом жизни), или из круга (разрывает языческую непрерывность времени). Порой круг заменен ступенчатой пирамидой, символизирующей Голгофу. Крест помещался на гладкой или испещренной резьбой плоскости, края камня обрабатывались как узорчатая рама для изображения креста. Большинство хачкаров имели навершие, своего рода "крышу", на задней стороне которой часто располагались памятные записи.

Но это всего лишь канон. И как свидетельствует опыт христианского искусства, канон не только не стеснял воображение мастера, напротив, он способствовал расцвету, все новому и новому переосмыслению формы.

Особое место в искусстве "хачкара" занимал неподражаемый армянский орнамент, получивший особое развитие именно в "крест-камнях" и в книжных миниатюрах. Среди центральных орнаментальных мотивов мы опять встречаем зерно, проросшее крестом, птиц, идущих к источнику истины, звезду - колесо, символизирующую солнце, виноград и гранат. Человек средневековья мог читать орнамент как книгу, видя сложнейшие богословские конструкции там, где мы способны разглядеть лишь игру узоров.

И только в XIY - XYII веках, когда Армения окончательно потеряла независимость и оказалась разделена между Турцией и Ираном, в армянский орнамент проникают исламские мотивы, он становится более схематичным и геометрическим, постепенно теряет язык символов.

Крест-камни же классического периода разнообразны и по своему богословскому и эстетическому содержанию, и по характеру взаимоотношения с пейзажем, с окружающим пространством. Будучи, в том числе, и универсальными образами, обозначающими присутствие и направление человеческой жизни, они создавались не только на каменных плитах правильной формы, но и повсюду, где камень мог быть преображен. Они ставились прямо на земле в естественной среде, на обломках скал (Мастара, Караглух), в монастырских комплексах и на кладбищах (Гегард, Ариндж, Бжин, Ованаванк, Егвард), внутри церквей и притворов (Ахпат, Гегард, Ованаванк), бывали встроены во внешние стены, украшали крыши и входы в храм.

Особо почитаемую группу составляют "хачкары", названные "Аменапркич" - "Всеспаситель" (хачкар 1273 года внутри малого притвора храма Св. Креста в Ахпате, хачкар из села Урц 1279 года, созданный мастером Вахрамом и др.). На их западном фасаде изображено Распятие. Каждый такой хачкар - это не только символ креста и "древа жизни", но и образ Христовой жертвы. Тема Жертвы имела особое значение для армянского богословия. В подвиге Христа люди видели и обетование спасения, и указание на нравственную максиму.

Именно хачкары "Аменапркич" остаются особо почитаемыми и по сей день. Они - наша постоянная молитва ко Христу, вечный вопль об утерянном даре, о человеческом искусстве и несовершенстве короткой земной жизни.

Мастерство и мастера.

Русский философ, священник и богослов Павел Флоренский как-то обмолвился, что культура - это живое древо творений человека, оплетающее религиозный культ. Армянские хачкары - одни из лучших иллюстраций этого положения. Порожденные христианским упованием на спасение, скрепленные жесткими рамками канона, они пробуждали вдохновение и требовали от художника не одного лишь мастерства, но и полной самоотдачи. Повествуя о Жертве Христовой, - сами становились Жертвой, посланием и даром, - от грешного и смертного человека - Бессмертному Богу.

В своем развитии искусство хачкара прошло три этапа: становление формы (IX - XI века), классический (XI - XIY) и поздний, пост-классический (с XIY века и, возможно, до наших дней).

Один из самых ранних известных нам крест-камней - памятник возле Нижнего Талина - треугольный камень с высеченным на нем крестом. Чуть ниже креста, в специальной, ныне пустой выемке, в давние времена покоились святые мощи.

В 879 году жена Ашота Первого Багратуни царица Катраниде установила в Гарни хачкар "во имя спасения своей души". Такой же хачкар, но датированный 964 годом, покоится в Текоре. Эти стелы установлены прямо на земле и еще далеки от выверенных традицией форм.

Классический период открывает хачкар, поставленный на двухэтажной усыпальнице-церкви монастыря Цахац-кар (1041 год). Камни-кресты этого времени обычно представляют собой достаточно крупные плиты, их высота примерно в два раза больше ширины. На стороне, обращенной на запад, располагается богато орнаментированный крест, обычно вся она испещрена орнаментом, а тыловая сторона либо гладкая, либо покрыта надписями.

Исключительной гармонией пленяют эти монументы, творения выдающихся мастеров - хачкар Тутеорда, созданный Мхитаром и его учеником Аветисом, хачкары зодчего и ваятеля, писца и миниатюриста Момика в Нораванке и хачкары Гегарда, выполненные Тимотом и Мхитаром в 1213 году и хачкары монастыря Нор-Гетик работы Повгоса (1291 год).

Многие искусствоведы считают именно два хачкара Повгоса из Нор-Гетика не имеющими себе равных по совершенству композиции, сложности, естественности и в то же время изощренности узоров. Оба памятника посвящены основателю монастыря, знаменитому общественному деятелю, юристу и поэту Мхитару Гошу. Они производят впечатление уже не архитектуры или скульптуры, - это скорее ювелирная работа по камню, где ощущение объема создается наложенными друг на друга ажурными рисунками. Изменяется отношение к каменной плоскости, она не подчеркивается, а наоборот, отменяется рисунком, ее "каменность" исчезает, материал кажется гибким, мягким, идеально подчиняющимся малейшей прихоти художника. И фон, на котором покоится здесь крест - нескончаемый орнамент, и поверхности камня как таковой нет, есть линия, которая заводит взгляд вглубь, точнее, выводит его прочь, за пределы осязаемого мира…

…Исламские завоевания XIY-XYII столетия, в результате которых Армения оказалась поделена между Персией и Османской империей, подорвали классическую традицию хачкара. В это время особенно заметным становится мусульманское влияние, к тому же тяжелая духовная атмосфера чужеземного гнета и общий хозяйственный упадок, обеднение народа не способствуют расцвету искусства. Хачкары являют собой теперь почти исключительно мемориальные памятники, порою теряют сложность рисунка и изящество вязи. Крест-камни этого времени можно встретить почти по всей Армении - на кладбищах Нор Баязет и Вардениса, Мартуни и Старой Джуги. Исключительную ценность представляют памятники Норадузского кладбища, где можно проследить эволюцию хачкара с X по XYII век, завершающуюся работами мастера Кирама (1551 - 1610 годы).

Интерес представляют и хачкары Старой Джуги. Джуга, ставшая в позднее средневековье оживленным торговым центром, дала удивительный синтез армянской и персидской традиций. Местный хачкар узок и легок. Крест располагается в стесненной нише, увенчанной характерной для персидской архитектуры стрельчатой аркой. Это уже совершенно другая композиция, где чувствуется не только иранское влияние, но и вкусы Индостана, Империи Великих Моголов, где господствует стиль и вкусы магометанского Востока.

* * *

Искусствознание как научная дисциплина изучает крест-камни, созданные с IX по XYIII столетие. Но на самом-то деле хачкары - это не только история, это еще и современность. Нередко приходится слышать о том или ином художнике: "Он режет хачкары". Иначе и не может быть. Эта традиция не могла исчезнуть. Крест освящает землю и свидетельствует перед небом о человеческой участи. Армянские хачкары - это молитвы в камне, преодолевающие косность времени и вопиющие о спасении, которого алчет всякая живая душа. Ибо всякая душа - христианка.

"/>